Главная / Китайский фарфор – родоначальник керамической культуры во всем мире

Китайский фарфор – родоначальник керамической культуры во всем мире

Во многих языках мира название страны Китай – это многозначное слово, и его второе значение – «фарфоровое изделие». Именно в Древнем Китае в VI-VII веках гончарное ремесло было возведено в ранг искусства. А традиционные в те времена шероховатые изделия из глины приобрели изысканный блеск, белизну, изящную раскраску и строгие величественные формы.

Появлению знаменитой керамики способствовало совершенствование технологических процессов на всех этапах:

  • использовались только определенные сорта китайской глины (каолина), которая предварительно тщательно очищалась от посторонних примесей;
  • высокие температурные режимы печей для обжига (свыше 1200 градусов) превращали рыхлый материал в водостойкий, прозрачный фарфор. При этом тщательно регламентировалось время обработки изделий для получения выдающихся эстетических и функциональных характеристик;
  • строгие технические нормы касались и изготовления глазури: как соотношения ее составных компонентов, так и методов нанесения и обжига.

В сохранившихся описаниях белизну китайского фарфора сравнивают со снегом, а тонкую, полупрозрачную фактуру – с бумагой, отмечая удивительную легкость и прочность керамических изделий.

Поразительной красотой, изяществом, утонченностью отличалась и художественная роспись. В разных провинциях варьировалась приоритетная цветовая гамма, но отличительной чертой рисунков является детальнейшее воспроизведение традиционных сюжетов: изображений цветов, растений, птиц и т. д.

Китайский фарфор стал революционным изобретением, которое послужило стимулом развития и преобразования керамической промышленности во всем мире. Подробное описание изделий, рецепты составов и технологии производства стали самыми ценными приобретениями экспедиции Марко Поло в XVIII веке.